ДЮМА Александр (отец) - ДЮМА-отец (Dumas) Александр (24 июля 1802, Вилле-Котре, деп. Эна - 5 декабря 1870, Пюи близ Дьепа), французский писатель.
Путь к успеху
Отец писателя Александр Дюма-Дави де ла Пайери, сын черного раба из Санто-Доминго, в наполеоновскую эпоху стал дивизионным генералом. Он умер в феврале 1806, оставив трехлетнего Александра на попечение матери, которая не сумела добиться от императорского правительства пенсии. С 1816 ей пришлось открыть табачную лавку, а ее сын-подросток, не доучившийся в муниципальной школе, устроился на место младшего клерка у местного нотариуса. К этому времени относятся первые литературные опыты Дюма: будущий прославленный романист пробует свои силы в драматургии, сочиняя трагедии в классическом стиле. В мемуарах он пишет, что истинное призвание открылось ему лишь тогда, когда он в 1827 впервые увидел пьесы Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) в исполнении английских актеров. В двадцать лет Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправился завоевывать Париж. По рекомендации генерала Фуа его принимают на службу к герцогу Орлеанскому. Он пользуется большим успехом у женщин и в июле 1824 становится отцом, но признает сына от белошвейки Мари-Катрин Лабе только шесть лет спустя. Еще одна возлюбленная молодого Дюма - Мелани Вальдор - вращалась в литературных кругах и познакомила его с Шарлем Нодье (см. НОДЬЕ Шарль), по протекции которого в Комеди Франсез (см. КОМЕДИ ФРАНСЕЗ) была поставлена пьеса «Генрих III и его двор» (1829) - первая романтическая французская драма («Эрнани» Гюго (см. ГЮГО Виктор) появится год спустя), вызвавшая восторг у публики и очень удачная в финансовом отношении. После триумфа «Антони», психологической драмы на современный сюжет, Дюма оставляет службу, чтобы целиком посвятить себя литературному труду. Пьесы «Нельская башня» (1832) и «Кин» (1836) окончательно утвердили его репутацию как самого знаменитого и удачливого драматурга. В 1837 ему вручают орден Почетного легиона (см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН). Отныне он живет на широкую ногу, бесшабашно сорит деньгами, много путешествует. Его имя на слуху у всех: тогдашняя «желтая» пресса с упоением рассказывает о его многочисленных любовницах и постоянных дуэлях.
Путь к славе
В 1838 Дюма познакомился с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Сотрудничество двух писателей продолжалось чуть более десяти лет, и именно в этот период были опубликованы все великие сочинения Дюма: «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте-Кристо» (1845-46), «Королева Марго» (1845), «Госпожа де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1847-48), «Виконт де Бражелон» (1848-50). Плодовитость новоявленного романиста вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть. В 1845 появился памфлет Эжена де Миркура «Фабрика романов: Александр Дюма и Kо», в котором утверждалось, что писатель использует труд литературных негров. Дюма подал в суд и выиграл дело, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. Ситуация усугубилась, когда Маке, рассорившись со старшим партнером, стал претендовать на авторство нескольких романов - прежде всего, «Трех мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но «фабрика», несомненно, существовала: наследие Дюма составляет почти три сотни томов, и, чтобы обеспечить бесперебойную поставку очередных выпусков в газеты, печатающие романы с продолжением, он привлекал многих сотрудников, но одухотворяющей искрой всегда служило его гениальное воображение.
В 1846 писателю разрешили открыть «Исторический театр» для сценического воплощения его книг, но через четыре года это предприятие завершилось крахом, положившим конец финансовому благополучию Дюма. После декабрьского переворота 1851 он покинул Францию: причиной была не столько политика, сколько настойчивость кредиторов. Через два года, кое-как уладив денежные затруднения, писатель возвращается на родину, начинает издавать ежедневную литературную газету «Мушкетер» (1853-1857) и публикует книгу воспоминаний «Мои мемуары» (т.1-22, 1852-54). Дюма предпринимает большое путешествие в Россию, издав после него путевые очерки («Из Парижа в Астрахань», т.1-5, 1858). Посетив Италию в 1860, он вступает в отряд гарибальдийцев (см. ГАРИБАЛЬДИ Джузеппе), и разъяренный папа Пий IX (см. ПИЙ IX) приказывает внести его произведения в «Индекс запрещенных книг». Ему становится все труднее сводить концы с концами: в последние годы жизни он живет почти в нищете. Скончался Дюма в доме своего сына Александра, также ставшего писателем. В 1875 правительство Третьей республики приняло решение назвать его именем одну их парижских улиц, еще через восемь лет ему воздвигли на площади Дофин памятник работы Гюстава Доре (см. ДОРЕ Гюстав).
Но только в 2002 в двухсотлетний юбилей со дня рождения самый популярный французский писатель удостоился высшей почести: его прах был перенесен в Пантеон, где покоятся Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Руссо (см. РУССО Жан Жак), Гюго (см. ГЮГО Виктор), Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль) и другие признанные классики.